Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Южно-Кубанское сельское поселение
официальный сайт

Прокуратура информирует

О периодах работы, включаемых в стаж для отпуска

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

- время фактической работы;

- время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

- время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

- период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медосмотр не по своей вине;

- время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года;

- период приостановления трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.

 При этом в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

- время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации;

- время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. 
Уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ за незаконную добычу водных биологических ресурсов

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ» под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Предметом преступления являются водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Объективная сторона выражается в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов. Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. На незаконный характер может указывать отсутствие разрешения на добычу водных биологических ресурсов, совершение указанных действий в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 256 УК РФ, окончено с момента причинения крупного ущерба (свыше 100 тыс руб.). Необходимость установления особо крупного ущерба (свыше 250 тыс.руб.)_предусмотрена ч. 3 ст. 256 УК РФ. В остальных случаях преступление окончено с момента начала добычи независимо от того, были ли добыты водные биологические ресурсы.

В зависимости от тяжести совершенного преступления Уголовным кодексом Российской Федерации за преступления, связанные с указанным видом преступлений, предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных и обязательных работ, лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с применением дополнительного наказания в виде запрета заниматься определенной деятельностью сроком на 3 года либо без такового. 
Сведения о должниках по алиментным обязательствам будут включаться в специализированный реестр

Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым будет создан реестр должников по алиментным обязательствам.

Реестр будет включен в банк данных, который Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде. Этот банк содержит сведения, необходимые для принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

В указанный реестр будут включены данные о должниках по алиментным обязательствам, которых привлекли к административной или уголовной ответственности за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей старше 18 лет или нетрудоспособных родителей. Также реестр будет содержать данные о лицах, объявленных судебными приставами-исполнителями в исполнительный розыск.

Сведения об исполнительных производствах, должники по которым включены в реестр, будут общедоступными до момента исключения информации о должнике из реестра с связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, предусмотренным порядком создания и ведения банка данных.

Федеральный закон вступает в законную силу с 24.05.2025. 
Коррупция в сфере труда. Ответственность

Незаконные действия (бездействие) лиц, наделенных организационно- властными и распорядительными полномочиями в рамках трудовых правоотношений при реализации любых трудовых прав и обязанностей, в том числе при приеме на работу, оплате труда, реализации трудовых гарантий, охватываются понятием коррупции, предусмотренной ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», если преследуется получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Одним из способов незаконной реализации полномочий является заключение фиктивных трудовых договоров с целью увеличения трудового стажа, в том числе льготного, получения заработной платы.

Прием на работу работников, не соответствующих квалификационным требованиям, изменение под указанную ситуацию трудовых функций, в конечном итоге направлены на получение доходов в виде заработной платы по должности (профессии), по которой работник не вправе его получать. Указанные действия работодателя также свидетельствует о коррупционной составляющей.

Незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения признается издание локальных актов, направленное на оплату стимулирующих выплат, не предусмотренных трудовым законодательством (к примеру, оплата северной надбавки при отсутствии условий его наступления).

За коррупционные правонарушения в сфере трудовых правоотношений возможна уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции»). 
Новые правила признания многоквартирного дома аварийным

С 02.11.2024 существенно изменены правила признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (реконструкции).

Так, в новой редакции изложен п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в соответствии с которым аварийное техническое состояние дома должно быть установлено в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от 10.04.2024 № 433-ст, и подтверждаться поверочными расчетами несущей способности конструкций и (или) основания фундаментов. Выполнять такие расчеты вправе исключительно специализированная организация, имеющая членство в соответствующей саморегулируемой организации право выполнять инженерные изыскания в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 55.26-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Специализированная организация при обследовании строительных конструкций дома обязана использовать измерительные инструменты (рулетки, нивелиры, дальномеры, дефектоскопы, измерители прочности и т.п.) для выполнения необходимых расчетов.

Заключение специализированной организации предоставляется собственниками помещений в многоквартирном доме в муниципальную межведомственную комиссию, которая вправе принять решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции).

В случае, если количество этажей в многоквартирном доме не превышает двух, а признаки аварийности имеют менее половины несущих и ограждающих конструкций дома, специализированная организация при проведении обследования такого дома вправе не применять указанный межгосударственный стандарт, однако предоставление ее заключения в муниципальную межведомственную комиссию для признания дома аварийным является обязательным.

Предполагается, что внесенные изменения позволят повысить достоверность и объективность решений муниципальных межведомственных комиссий о признании многоквартирных домов аварийными.

Следует напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) накопленные средства фонда капитального ремонта такого дома используются на цели его сноса (реконструкции) по решению собственников помещений в таком многоквартирном доме. 
Ответственность за нарушение трудового законодательства, связанного с отпусками работников

Любой работодатель за нарушение трудового законодательства, связанного с отпусками работников, в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от нарушения может быть привлечен к материальной, административной, уголовной ответственности.

Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, регулируются главой 19 Трудового кодекса Российской Федерации.

График отпусков - это обязательный локальный нормативный акт, который определяет очередность предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации).

График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя.

Регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.

При составлении графика отпусков работодатель обязан учитывать право отдельных категорий работников использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, по заявлению работника, имеющего право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть ему предоставлен в указанный им период. Конкретная дата предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска определяется по желанию работника.

За отсутствие графика отпусков предусмотрена административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

В первый раз предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение графика отпусков может повлечь материальную ответственность в виде компенсации морального вреда и (или) административную ответственность, если работодатель виноват несоблюдении графика отпусков. Так, законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

В первый раз предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Размер денежной компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, (если работник о ней заявит) определяется работодателем по соглашению с работником, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом (ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если в график отпусков внесены изменения или работник использовал отпуск в удобное для него время, а не по графику отпусков, ответственность работодателя за несоблюдение графика отпусков не наступает.

В соответствии со ст. 114, ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней. На основании статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т.е. в каждом рабочем году.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации).

Также работодатель в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы некоторым категориям работников.

За непредоставление отпуска, который полагается работнику, предусмотрена материальная ответственность в виде денежной компенсации морального вреда работнику и (или) административная ответственность. Административная ответственность за непредоставление полагающегося по закону отпуска, если это нарушение совершено впервые, предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения, штрафа. За повторное нарушение - ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа, дисквалификации должностного лица на срок от года до трех лет. А если отпуск установлен коллективным договором, соглашением, то административная ответственность за его непредоставление предусмотрена ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала
(ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации). Если день выплаты пришелся на выходной или нерабочий праздничный день, отпускные выплачиваются не позднее, чем накануне этого дня. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.

За невыплату, в том числе неполную выплату, отпускных работодатель может быть привлечен к административной, материальной и уголовной ответственности.

Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации. По ней работодатель обязан выплатить компенсацию работнику в размере 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. В более высоком размере необходимо выплатить компенсацию, если это предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Причем сделать это должен работодатель независимо от его вины (письмо Минтруда России от 31.10.2019 N 14-2/ООГ-8456).

В целях соблюдения трудового законодательства Российской Федерации, а также обеспечения права работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере работодатель вправе установить разумный срок для подачи заявления на ежегодный оплачиваемый отпуск работниками, имеющими право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года.

Также работник может заявить о денежной компенсация ему морального вреда. Ее размер определяете по соглашению с работником, а в случае спора - определяет суд (ст. 237 ТК РФ).

Административная ответственность за невыплату отпускных предусмотрена ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ. Если данное правонарушение совершено впервые, то предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Если правонарушение совершено повторно – накладывается административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Уголовная ответственность за невыплату отпускных предусмотрена
ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, ч. 1 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за частичную невыплату отпускных более трех месяцев из-за корыстной, иной личной заинтересованности руководителя организации, в частности, в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

А за полную невыплату отпускных свыше двух месяцев из-за корыстной, иной личной заинтересованности руководителя организации ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если же эти действия повлекли тяжкие последствия - штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ). 
О порядке оплаты сверхурочной работы 

Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ внесены изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

С 1 сентября 2024 года сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты,

за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,

за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Также по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Положения статьи 152 ТК РФ не являются основанием для пересмотра работодателем условий, установленных коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающих оплату сверхурочной работы в более высоком размере, чем размер оплаты сверхурочной работы, определенный в соответствии с частью первой статьи 152 ТК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Ответственность за передачу управления транспортным средством несовершеннолетнему

Любое транспортное средство является источником повышенной опасности, поэтому от мастерства, опыта и профессионализма водителя зависит жизнь и безопасность всех участников дорожного движения.

В последнее время участились случаи, когда за рулем оказывается подросток без удостоверения водителя и достаточного опыта вождения. Несовершеннолетний не имеет права управления транспортным средством без соответствующего удостоверения, будь то автомобиль, мотоцикл или скутер.

Согласно ч. 1 ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), лицо, управляющее автомобилем и не имеющее на это права (за исключением учебной езды), будет подвергнуто административному взысканию в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, несовершеннолетний водитель будет лишен права управления транспортным средством, а сам автомобиль будет задержан и отправлен на штрафстоянку.

Согласно ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ, передача управления транспортным средством несовершеннолетнему без имеющегося у него водительского удостоверения, наказывается административным штрафом в размере 30 тысяч рублей. Машина будет задержана и отправлена на штрафстоянку, что может повлечь за собой дополнительные расходы и неудобства.

Подросток, управляющий транспортным средством, не может быть вписан в страховой полис ОСАГО, что является нарушением ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, за что также предусмотрен административный штраф в размере 800 рублей.

Вместе с тем, стоит напомнить, что согласно ч. 2 ст. 32.3 КоАП РФ с несовершеннолетнего, немеющему самостоятельного заработка, штраф придется оплатить родителям или законному представителю, которые в том числе могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или недобросовестное выполнение своих обязательств по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, ведь именно родители отвечают за действия своих детей. 

Скорректированы вопросы госрегистрации транспортных средств

Так, по новым нормам, бывший владелец автомобиля сможет подать заявление о прекращении государственного учета транспортного средства после его отчуждения. Таким правом можно будет воспользоваться через регистрационное подразделение или портал госуслуг, если договор заключали с использованием портала госуслуг или его удостоверили нотариально, а также в случае вступления в силу судебного акта. Если же договор заключили в простой письменной форме на бумажном носителе, бывший владелец сможет спустя 10 дней обратиться с его оригиналом в регистрационное подразделение.

Прекратить государственный учет на основании заявления владельца можно будет и в отношении автомобиля, который похищен или угнан и находится в розыске.

Кроме того, из обязательных документов для регистрации автомобиля в случае смены владельца исключен полис ОСАГО.

Новым основанием для отказа в регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы, стала неуплата необходимого утилизационного сбора.

Указанные изменения вступают в силу с 01.03.2025. 
Законодательством определен порядок контроля коллективного договора сторонами социального партнерства, продолжительность отпуска работающих инвалидов

Статьей ст. 51 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусмотрен контроль за выполнением коллективного договора, соглашения сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Федеральным законом от 08.08.2024 № 268-ФЗ внесены изменения в указанную статью, при проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Стороны осуществляют указанный контроль в порядке, установленном сторонами. Такой порядок может быть также установлен коллективным договором, соглашением.

Статья ТК РФ дополнена положениями, согласно которым, контроль за соблюдением работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных в соответствии с частями первой, третьей и четвертой настоящего Кодекса, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, Федеральным законом № 268-ФЗ определено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Указанные изменения законодательства вступают в силу с 1 марта 2025 года. 
Федеральным законом от 08.08.2024 № 314-ФЗ инвалидам с детства и инвалидам вследствие военной травмы предоставлено преимущественное право зачисления в техникумы и колледжи

Предусмотрено, что указанное право предоставляется при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.

Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ усовершенствованы особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Предусмотрено, что условия организации обучения и воспитания определяются:

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии;

для инвалидов (детей-инвалидов) - в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Уточнено, что понимается под специальными условиями для получения образования указанными лицами (к таким условиям отнесено в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Кроме этого, из текста Закона об образовании исключен термин «умственная отсталость» - он заменен на термин «нарушение интеллекта».
Федеральным законом от 23.11.2024 № 401-ФЗ установлена административная ответственность за пропаганду «чайлдфри», соответствующие изменения внесены в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Запрещается распространение в сети Интернет, средствах массовой информации, кинофильмах и рекламе информации, пропагандирующей отказ от деторождения. Также информация, пропагандирующая отказ от деторождения, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.

Административным штрафом будут наказываться распространение информации или совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности отказа от деторождения либо искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей к этому интерес.

Административная ответственность наступит в случае, если эти действия не будут содержать признаков уголовно наказуемого деяния.

Размер административного штрафа для граждан составит от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч до 1 млн рублей. В отношении юридических лиц вместо наложения административного штрафа возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За действия, совершенные среди несовершеннолетних, с применением СМИ или сети «Интернет» предусмотрены увеличенные размеры административных штрафов.

Также статья 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена примечанием, согласно которому административным правонарушением не являются распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата). 
Работник имеет право на взыскание процентов за задержку выплат при незаконном увольнении

Гражданин, полагая, что задержка исполнения решения суда о восстановлении на работе с взысканием в его пользу среднего заработка и за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, нарушает его права, обратился в суд с требованием о взыскании с работодателя процентов за задержку выплат на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Получив отказ в удовлетворении иска по причине неприменения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к трудовым правоотношениям, гражданин оспорил указанную норму кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 04.04.2024 № 15-П подтвердил конституционность пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что отношения, связанные с выплатой работодателем компенсации незаконно уволенному работнику, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. В части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что проценты являются мерой ответственности работодателя, компенсирующей работнику негативные последствия нарушения его права на своевременную и справедливую заработную плату.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации, проценты рассчитываются исходя из всех полагающихся работнику сумм – начисленных и неначисленных. При неисполнении работодателем решения суда и задержке выплат работник имеет право на компенсацию. 
Расширена категория лиц, принудительная высадка которых из общественного транспорта будет наказываться штрафом

Федеральным законом от 12.06.2024 № 134-ФЗ внесены изменения в статью 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Водитель общественного транспорта с 1 сентября 2024 года не может принудительно высадить инвалида, следующего без сопровождающего лица в автобусе, трамвае или троллейбусе, если им не подтверждены оплата проезда (если его проезд подлежит оплате) или право на бесплатный либо льготный проезд.

В противном случае данные действия при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния повлекут административную ответственность водителя в виде штрафа в размере 5 тыс. руб., а также должностного лица в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Ранее данная мера наказания предусматривалось только за принудительную высадку несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, следующих на общественном транспорте без сопровождения совершеннолетних лиц, и не подтвердивших оплату проезда, либо право на бесплатный или льготный проезд. 
Ответственность за езду без номеров

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается участие автомобиля в дорожном движении без постановки на государственный учет и без государственных регистрационных знаков – для автомобилей, со дня приобретения которых не прошло 10 дней.

В остальных случаях лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

Однако данная норма не распространяется на случаи, когда водитель управляет автомобилем, в отношении которого не выполнена обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет), когда автомобиль снят с учета и впоследствии не зарегистрирован в установленный срок либо его регистрация прекращена (аннулирована). 

При таких обстоятельствах, если со дня приобретения автомобиля прошло более 10 дней, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб., а за повторное совершение данного деяния – 5 000 руб. либо в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 мес. (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ).

Вместе с тем, ответственность по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. либо лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 мес. понесет водитель в случае, когда формально со дня заключения договора купли-продажи прошло менее 10 дней, но имеются сведения, что фактически автомобиль приобретен ранее даты, содержащейся в договоре (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2023 № 50-АД23-8-К8). 
Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним, прием, увольнение

Трудовые отношения между работодателем и несовершеннолетним регулируются Трудовым и Гражданским кодексом Российской, статьей 37 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом о занятости населения Российской Федерации от 12.12.2023 № 565-ФЗ и другими нормами трудового законодательства.

Работнику до 18 лет нельзя установить испытательный срок, принять его на работу по совместительству, отправлять в командировки, а также привлекать к работе с вредными и (или) опасными условиями труда, сверхурочно, ночью, в выходные и праздники (статьи 70, 265, 268, 282 ТК РФ).

Заключение трудового договора допускается с лицами:

- достигшими возраста 16 лет (часть 1 статьи 63 ТК РФ);

- достигшими 15 лет, получившими общее образование, для выполнения легкого труда без вреда для здоровья. Если пятнадцатилетний подросток оставил школу до получения основного общего образования или продолжает получать общее образование после отчисления из школы, работа не должна быть в ущерб освоению образовательной программы (часть 2 статьи 63 ТК РФ);

- достигшими возраста 14 лет и получившими общее образование, для выполнения легкого труда без вреда их здоровью, при наличии письменного согласия одного из родителей (попечителя), а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - при наличии письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя (части 3, 4 статьи 63 ТК РФ);

- достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, если работа выполняется в свободное от учебы время. При этом возможно выполнение только легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. Также обязательным является письменное согласие одного из родителей (попечителя), а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - письменное согласие органа опеки и попечительства или иного законного представителя (части 3, 4 статьи 63 ТК РФ);

- не достигшими возраста 14 лет с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства для работы в кино, театре, концертных организациях, цирках, если работа не причинит ущерб здоровью и нравственному развитию, а также со спортсменом. Договор за такого ребенка подписывается его родителем или опекуном (часть 5 статьи 63, часть 5 статьи 348.8 ТК РФ).

При приеме на работу несовершеннолетние предъявляют страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), паспорт или иные документы, удостоверяющие личность, упомянутые в Классификаторе, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.04.2019 № 53, а ранее работавшие – трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности. Несовершеннолетнему, не достигшему 15 летнего возраста, понадобится согласие одного из родителей (опекунов, попечителей). Для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечительства требуется согласие органов опеки.

Для несовершеннолетних обязательны предварительный и ежегодный периодический медицинский осмотр (статья 266 ТК РФ).

Заработную плату несовершеннолетнему считают исходя из отработанного времени и оклада или по сдельным расценкам (статья 271 ТК РФ).

Несовершеннолетним отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, в том числе и до истечения 6 месяцев работы, при этом не допускается отзыв работника из отпуска (стати 122, 125, 267 ТК РФ).

Для увольнения работника в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, надо получить согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 269 ТК РФ). 
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения законодательства, регулирующие правила предоставления коммунальных услуг населению

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2024 №1176 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), касающиеся порядка расчета платы за коммунальные услуги, порядка определения коммунальной услуги по отоплению, порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме или в жилом доме, порядка расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии при определении платы за коммунальную услугу по отоплению.

Так, в отличии от предыдущей редакции Правил, с 01.03.2025 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению применяется с начала отопительного периода года, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты, или с начала календарного года, следующего за годом принятия такого решения.

Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению будет производится в любом расчетном периоде начиная с периода, в котором применяется способ оплаты за отопление в течение отопительного периода, до окончания соответствующего отопительного периода или равномерно в течение нескольких расчетных периодов отопительного периода, в котором осуществлен переход к применению способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.

Также изменения коснутся порядка оплаты за общедомовые коммунальные услуги по отоплению.

С 01.03.2025 года плата за коммунальную услугу по отоплению будет определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, а если период работы прибора учета составил меньше 12 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, с учетом фактического количества дней предоставления коммунальной услуги по отоплению и фактической температуры наружного воздуха по формуле 6 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, но не более 6 последующих расчетных периодов, в которых предоставляется коммунальная услуга по отоплению.

В случае отсутствия коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расчет платы за коммунальную услугу по тепловой энергии многоквартирного дома с 01.03.2025 будет рассчитываться на месяцы календарного года, с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода, определенного решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а при отсутствии такого решения - исходя из продолжительности периода со среднесуточной температурой воздуха ниже 8 °C, определенной на основании пункта 2.1 и таблицы 3.1 СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", приведенной к средней продолжительности месяца (30,5 дня). 

Значение продолжительности отопительного периода принимается как целое число месяцев, округленное в сторону ближайшего целого. 

С 01.09.2025 вводится уголовная ответственность за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков

Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 226-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации была добавлена новая статья – 230.3 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Теперь за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также растений, содержащих эти вещества, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет, наступает уголовная ответственность. Наказание может быть назначено только тем лицам, которые ранее были привлечены к административной ответственности за аналогичные действия, если это произошло дважды в течение одного года, или тем, кто уже имеет судимость за подобные преступления. Суд может назначить виновному штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Также возможны обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, исправительные работы на срок до двух лет, ограничение свободы на тот же срок, принудительные работы или лишение свободы на тот же период. Кроме того, суд может назначить дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Прокурор отдела по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел прокуратуры Краснодарского края Пономарев А.Н.

По результатам принятых прокуратурой Динского района мер устранены нарушения требований противопожарной безопасности при ведении строительных работ в рамках национальных проектов

На контроле прокуратуры Динского района находится ход строительства общеобразовательной организации на 1550 мест, возводимой в рамках нацпроекта «Образование», а также поликлиники на 600 помещений, строительство которой осуществляется по национальному проекту «Здравоохранение». Ранее в ходе выезда прокуратурой района совместно со специалистами ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена проверка соблюдения строительных норм и правил, требований пожарной безопасности указанных объектов. По результатам проверочных мероприятий прокуратурой района внесены представления подрядным организациям, которые рассмотрены и удовлетворены, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, выявленные нарушения устранены в полном объеме – строительные площадки очищены от материалов и отходов, бытовые помещения и контейнеры вывезены с территорий объектов строительства, обеспечено противопожарное водоснабжение (резервуары заполнены водой)».

В Динском районе после вмешательства прокуратуры погашена просроченная кредиторская задолженность бюджетного учреждения перед коммерческой организацией

Прокуратурой Динского района на регулярной основе проводится анализ состояния кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Установлено, что МУП «Родное подворье» с ООО «Торговый Дом Югнефтепродукт» заключен договор поставки печного топлива, обязательства по которому последним исполнены в полном объеме в апреле текущего года. Однако оплата по указанному договору не осуществлялась, ввиду чего образовалась просроченная кредиторская задолженность в размере 2,9 млн. рублей. Указанное послужило основанием для внесения представлений руководителю МУП «Родное подворье», а также главе администрации Старомышастовского сельского поселения, являющейся учредителем. Данные акты рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, учреждением разработан план-график погашения образовавшейся задолженности, в соответствии с которым задолженность ликвидирована в полном объеме.

Прокуратурой Динского района осуществлен выезд на объект строительства здания школы в ст. Динской на 1550 мест

Ввиду наличия отставания производства работ от утверждённого графика прокуратурой Динского района на регулярной основе осуществляются выезды с целью контроля хода строительства общеобразовательной организации на 1550 мест, возводимой в рамках нацпроекта «Образование».
В ходе посещения объекта выявлено отставание по ряду работ от утвержденного контрактом графика (устройство кровли, монтаж оконных блоков и витражей, внутренняя отделка помещений), что послужило основанием для внесения представления генеральному директору подрядной организации, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По результатам приятых прокуратурой района мер реагирования срок отставания сокращен, на настоящий момент готовность объекта составляет 90 %.
Кроме того, в процессе встречи с представителями подрядной организации подняты вопросы увеличения темпов работ и эффективности принятых мер, направленных на завершение строительства объекта в установленный контрактом срок.
 Дополнительно разъяснена ответственность за нарушение федерального законодательства при несоблюдении сроков сдачи объекта в эксплуатацию.
По инициативе прокуратуры Динского района лицо коммерческой организации привлечено к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства

По результатам изучения заключения Контрольно-счетной палаты Краснодарского края прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в ходе которой установлено следующее.
В рамках соглашения, заключенного между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и коммерческой организацией, последней предоставлена субсидия. Однако ввиду недостижения результата ее предоставления субсидия в общей сумме более 120 тыс. рублей не использована.
Указанное послужило основанием внесения представления, которое рассмотрено и удовлетворено, неиспользованная часть субсидии возвращена в доход бюджета Краснодарского края.
Кроме того, прокуратурой района инициировано привлечение генерального директора организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ), в результате чего виновному лицу назначено наказание в виде штрафа 10 тыс. рублей.
По инициативе прокуратуры Динского района должностное и юридическое лицо коммерческой организации привлечено к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства

По результатам изучения заключения Контрольно-счетной палаты Краснодарского края прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в ходе которой установлено следующее.
В рамках соглашения, заключенного между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и коммерческой организацией, последней предоставлена субсидия. Однако ввиду недостижения результата ее предоставления субсидия в общей сумме более 200 тыс. рублей не использована.
Указанное послужило основанием внесения представления, которое рассмотрено и удовлетворено, неиспользованная часть субсидии возвращена в доход бюджета Краснодарского края.
В отношении должностного и юридического лица прокуратурой района возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ).
Данные лица привлечены к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 14 тыс. рублей.